Россией решено создать собственные рейтинговые агентства с целью изменения ситуации, когда почти все кредитные рейтинги делаются западными организациями, подстегивающими в данный момент стоимость потенциальных кредитов российским компаниям. Об этом 3 мая информирует «Биржевой лидер».
Учитывая финансовую ситуацию в Китае, экономические аналитики ресурса Stratfor говорят о возможном успехе китайских и российских рейтинговых структур.
Старшим редактором Stratfor Коулом Алтомом и экспертом по экономическим вопросам Марком Флемингом-Уильямсом на днях проведена дискуссия на тему для майского исследования своего приложения Compass, которое полностью будет опубликовано 4 мая.
Эксперты пришли к мнению, что из-за кризиса в нашей стране и антироссийских санкций Россиясделалась более изолированной от западных государств как в политическом, так и в финансово-экономическом плане. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что Москва проявляет некоторую дальновидность, объявляя про создание своей индустрии с кредитными рейтингами.
В Российской Федерации имеется уже «Рус-Рейтинг», считающийся в ней национальным рейтинговым агентством.
Создание «Рус-Рейтинга» важно в силу двух причин. Такая отрасль, во-первых, задает, по сути, тон целой индустрии по управлению инвестициями, определяя, будут ли покупать инвесторы облигации иакции или не будут. Рейтинги кредитных рисков в большой степени решают, являются ли стабильными те или иные компании, насколько вероятны их дефолты. В итоге, когда кредитно-рейтинговые агентства понижают рейтинги ценных деловых бумаг, то кредиты для выпускающих их компаний возрастают в цене.
Второй причиной, по которой важно это, особенно для Российской Федерации, есть фактическое доминирование трех американских агентств, которые присваивают сейчас компаниям из России 96% рейтингов для соискания кредитов. Кремль в данное время именно заговорил о развитии подобной индустрии, потому что для РФ был это сложный год. На востоке Украины шел рост геополитической напряженности, и, как результат, многими инвесторами было решено выводить свои капиталы из России. Вместе с тем агентства Moody's и Standard & Poor's понизили кредитные суверенные рейтинги Российской Федерации, а также сделали ниже рейтинги большого количества компаний из нее. Это значит, что россиянам-предпринимателям и их правительству приходится платить в первую очередь международным финансовым структурам за взятые кредиты существенно больше.
Для кремлевского правительства нестрашно это, так как его государственный долг по отношению к валовому внутреннему продукту составляет около 13%, что чрезвычайно мало в сравнении с иными странами. Однако проблемы вскоре обнаруживаются, если взглянуть на облигации банков и корпораций. Долг их достигает половину триллиона американских долларов, и его держат в основном инвесторы из Запада.
В этой ситуации Госдумой России принят в первом думском чтении проект закона о деятельности в этой стране рейтинговых кредитных агентств. Согласно данному документу, ими могут быть российские юридические лица, а также зарубежные компании с обособленными подразделениями на территории Российской Федерации. Агентства обязаны соответствовать требованиям быть независимыми и прозрачными, предотвращать конфликты интересов и пересматривать время от времени свою методологию.
Эксперт Флеминг-Уильямс указывает на то, что в течение последних пяти лет все больше Россия обращается за финасовыми ресурсами к Китайской Народной Республике. Та инвестирует все больше в проекты развития по всей Российской Федерации. Проблема для нее заключается в том, что деньги изКитая принадлежат скорее китайскому государству, чем частникам-китайцам – потенциальным инвесторам, желающим увидеть максимальный эффект и отдачу для клиентов. КНР же как государство есть потенциально опасным для РФ соседом, стремящимся к инвестированию стратегическому. Поэтому заметно, как госфондами Китая вкладываются деньги в проекты нефтяной сферы и калийные российские компании. При этом следует учесть, что калий есть довольно важным стратегическим минералом. С точки зрения Российской Федерации, она приобретает доступ к китайским финансам, но те влекут за собой обстоятельства, грозящие существенными опасностями.
Значительная часть экономистов все же считают, что созданные и создаваемые кредитно-рейтинговые агентства России не заменят собой на российских просторах «большую тройку» своих авторитетнейших собратьев в лице Moody's, Standard & Poor's и Fitch. Например, в ходе прошлого кризиса в 2008–2009 годах Центробанк РФ пользовался рейтингами российских своих агентств в целях отбора банковских структур для предоставления кредитов беззалогового характера. В итоге ряд банков не вернул национальному регулятору почти полсотни миллиардов рублей. В частности, от Межпромбанка во главе с Сергеем Пугачевым не дождались 30 млрд руб., от АМТ-банка с Мухтаром Аблязовым во главе – 10 млрд. рублей, от Петрофф-банка – 3 млрд. рублей.
С недавнего времени в России появились люди, которые называют себя “трабл-шутерами” (trouble shooter), что в дословном переводе с английского означает «убийца проблем». Чем на самом деле занимаются подобные специалисты рассказал трабл-шутер Андрей Петросян. Он выступил в программе«Стартапы. Инвестиции. Инновации» на медиапортале json.tv.
«Эта профессия пришла к нам с запада и в России обрастает всевозможными слухами. На самом деле ничего необычного в ней нет, фактически это обычный консалтинг, но консалтинг сложных задач, задач в которых нужно придумать какое-то нестандартное решение, а не просто посчитать маркетинговый план, сделать графики и т.п., а когда надо придти, выслушать заказчика и придумать решение, которое ему даже не приходило в голову» — рассказал гость программы.
На данный момент в интернете не так много информации о трабл-шутерах, есть только общее описание и несколько вполне правдоподобных историй. Андрей привел примеры из своей работы. Он также рассказал, как начал деятельность в этом направлении, посоветовал интересные книги и дал рекомендации, как освоить азы “отстреливания проблем”.
Во время интервью Андрей уделил особое внимание стартапам. Он рассказал, что для решения задач, стоящих перед компанией на начальном этапе развития, он использует те же подходы, что и для крупного бизнеса. Однако, есть отличия.
«Единственное отличие при работе со стартапами это то, что чаще приходится помогать скорректировать продукт, делать так называемый вираж продукта, если имеющийся не приносит прибыли», — пояснил трабл-шутер.
Для того, что бы новый проект был успешным и прибыльным, Андрей советует уделять особое внимание маркетингу и копирайтингу. Он полагает, что «писать или говорить так, чтобы достичь своей цели» — это базовый навык любого предпринимателя.
В целом выяснилось, что трабл-шутер это фактически консультант. Отличие заключается а том, что первый решает точечно проблему клиента, причем использует для этого нестандартные, креативные подходы. В отличие от консалтинга, трабл-шутер, как правило, не проводит глубоких аналитических исследований.
В заключение обратим внимание, что трабл-шутеры пока не популярны в России. Однако, Андрей настроен оптимистично. С его слов, подобная деятельность имеет большие перспективы. В ней особо преуспеют те, кто обладает обширным знанием построения и ведения бизнеса, и конечно умением решать проблемы нестандартно.
Посмотреть другие выпуски программы «Стартапы. Инвстиции. Инновации»